Детский сад №43, группа «Лучики»

Консультация для родителей «Что читать детям 2-3 лет»

18 сентября [ср]

                                                      Что читать детям 2-3 лет

     Многих родителей волнует вопрос: почему современные дети мало читают? Что делать, чтобы привить ребенку  интерес к чтению? Читать с раннего возраста! Именно в  этом возрасте у детей появляется естественный интерес к чтению книги, рассматриванию иллюстраций, общению  с близкими ему взрослыми во время чтения. 

    Дети 2-3 лет любят сами рассматривать иллюстрации в книжках, показывая взрослому интересующие их предметы, объекты, называют их, а потом просят почитать им. Внимание детей неустойчиво, поэтому читать надо понемногу, по 5-7 минут, чтобы ребенок не уставал. 

   Читая книгу, вы рассматриваете картинки, рассказываете, что изображено. Ребёнок учится разглядывать, замечать детали и слушать. У него расширяется кругозор, появляется понимание предметов и действий. Кроме того, чтение — это спокойный и полезный досуг, который отлично подготавливает маленького непоседу ко сну.

Зачем нужно читать ребёнку:

- Чтение благотворно влияет на развитие творческих способностей, развивается фантазия и воображение у ребенка, так как он представляет персонажей и события по-своему. В мультиках и фильмах уже есть готовая картинка и образ, поэтому здесь фантазировать нет необходимости;

- Нравственное воспитание – ребенок  примеряет на себя образ героя, переживает вместе с ним, учится отличать хорошее от плохого, доброе от злого;

Развивается речь, пополняется словарный запас и расширяет кругозор;

- Ребенок учится анализировать, размышлять, развиваться логическое мышление, понимание причинно-следственной связи; тренируется память;

 - Устанавливается эмоциональный контакт с ребенком, а досуг, тёплые воспоминания останутся у малыша на всю жизнь.

- Развитие интеллекта и грамотности. Малыш уже с раннего возраста слышит правильную речь, обороты, учится мыслить и выражать свои мысли правильно.

В возрасте 2-3 лет детям нравится ритмически организованная речь, она завораживает своей необычностью, рифмой, ритмом. Поэтому подойдут небольшие стихи, народные песенки, потешки. Их можно не только читать в книжке, рассматривая картинки, но и проговаривать ребенку в подходящий по действиям момент. Например, ребенок умывается и слышит: "Водичка-водичка, умой мое личико…" Это создает эмоциональный настрой, помогающий восприятию текста. А если повторить песенку или потешку несколько раз, ребенок запомнит ее и будет вместе с  мамой проговаривать слова. Так развивается память и речь.

Выбираем сюжеты, знакомые ребенку по собственному опыту:

- Про игрушки – стихи А.Барто  из цикла «Игрушки», З. Александровой "Мой мишка", "Шарик" и др. Стихи подсказывают ребенку, как играть стой или иной игрушкой;

- Про домашних животных и лесных зверей: потешки "Курочка-рябушечка, куда ты пошла?", "Зайчишка-трусишка", "Как у наших у ворот", стихи С. Маршака "Детки в клетке", Г. Лагздынь "Петушок" и др.;

- Про семью: стихи Е. Благининой "Вот какая мама", "Наша Маша", Г. Лагздынь "Почему один Егорка?", "Грядка", "Стирка", Л. Герасимовой "Солнечный зайчик", "Строим крепость из песка" и др.;

- Русские народные сказки - "Курочка Ряба", "Колобок" (в обработке К.Д. Ушинского) и т.д. Сначала самые простые, т.к. повторение фраз и действий персонажей легко запоминаются, и ребенок сам начинает "помогать" взрослому рассказывать сказку, повторяя запомнившиеся фразы. Сказки лучше не читать, а рассказывать: медленно, с выражением, с опорой на картинки, а еще лучше – выкладывая картинки из плоскостных фигурок персонажей.

- Проза - очень коротенькие, но важные для детей по смыслу рассказы Льва Толстого «У Вари был чиж", "Спала кошка на крыше", "Сел дед пить чай" и другие. В каждом рассказе 2-4 предложения, рассказывающие об обыденном, но важном для понимания малыша действии или событии. Формируются первые навыки понимания смысла прочитанного. Не забывайте и о классике детской литературы: К. Чуковский "Путаница", "Цыпленок" с замечательными рисунками Е. Чарушина, С. Маршак "Сказка о глупом мышонке", В. Сутеев "Под грибом" и "Три котенка".

Старайтесь читать ребёнку каждый день. Рано или поздно у него проявится интерес к чтению, и он присоединится к вам. Рассматривание картинок остаётся неотъемлемой частью чтения для детей. Изображения могут быть более сложные, предлагайте ребёнку самому уже рассказывать о том, что он видит.

При выборе литературы в этом возрасте необходимо учитывать интересы ребенка. Например, если ребенку  нравится мир животных, то выбирайте книги с такой тематикой.

Как приучить ребенка к чтению?

- Чтение детям должно быть регулярным. Можно предложить малышу несколько книг, и пусть он самостоятельно выберет, какую именно сегодня прочитать.

- Читать ребёнку нужно то, что ему нравится, что ему интересно. Пробуйте читать различные жанры, темы. Найдите ту книгу, которая будет интересна именно вашему малышу.

- Дома обязательно должна быть хотя бы небольшая библиотека. Книги должны быть в свободном доступе, чтобы в любой момент малыш смог взять книгу и попросить вас почитать. Или самостоятельно рассматривать картинки, перелистывая страницы.

- Не дочитывайте книгу, если малыш начинает капризничать.

- Покупайте всегда красивые книги с яркими и большими изображениями - разглядывание картинок для детей младшего возраста является важной частью чтения.

- Чтение детям до трёх лет должно проходить с элементами игры.

- Показывайте собственный пример. Помните, что малыш всему учится у родителей. Если вы возьмёте книжку, сядете в стороне и начнёте читать, то, вероятней всего, у ребенка возникнет интерес (а что же там мама делает такое интересное?), и он присоединится к вам.

Если в вашей семье возникнет традиция читать с ребенком книги  вместо просмотра телевизора, скорей всего и ребёнок вырастет человеком, который любит читать.

f00f239692a1695456384d97.jpg 

f00f239692a1695456398d99.jpg

f00f239692a1695456414d64.jpg


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.